Ваш электронный курс пройдут сотрудники, имеющие различные типы освоения материала. Одним нужна практика, другие любят слушать, кто-то воспринимает информацию только визуально. Объедините все 3 способа обучения.
О том, как это сделать, рассказывают эксперты VisualMethod и представители сферы корпоративного обучения. Следуя советам ниже, понаблюдайте за учениками. После тестирования курса вы захотите улучшить навигацию и дать больше материала: добавить ссылку на документы или справочную информацию.
Шаг 1. Ваша цель - конкретное действие учащегося
Так как типы презентаций различны, они могут быть информационными, вводными, мотивирующими, тренинговыми, то и цели у каждой разные.
Вице-президент Московского отделения PMI по региональному развитию, разработчик и преподаватель курсов по управлению проектами Александр Зубрицкий убежден, что четкая цель обучающей презентации – гарантия верного наполнения слайдов. Чтобы определить ее, необходимо ответить на главный вопрос: «Что должны знать обучающиеся, какие навыки приобрести после завершения образовательного курса или что сделать?».
Еще до того, как начать работу над презентацией, поставьте единую цель. Сформулируйте ее по следующим примерам:
- После курса сотрудники самостоятельно работают в редакторе векторной графики CorelDRAW
- Продавцы-консультанты смогут грамотно описывать преимущества продуктов компании и их функции.
Как только вы ставите цель, у вас рождается план обучения, и дальше вы работаете со сценарием.
Шаг 2. Выберите сценарий
Помните, что вы сражаетесь за внимание аудитории с лучшими производителями контента, поэтому в хорошем курсе важно все: материал, его изложение, дизайн контента, удобство навигации. Работая со сценарием, продумывайте не только, о чем вы расскажете, но и стройте линию активности ученика. Продумывайте, в каком блоке он будет слушать, в каком повторять, а в каком рассказывать. Продуктивно после каждого модуля добавлять обучающий или проверяющий тест, диалоговый тренажер. В основе должен быть реальный бизнес-кейс, решая который сотрудники отрабатывают полученные знания.
Смена активности очень важна для мотивации. Рекомендуем модульный подход. Подавать информацию блоками - значит поддерживать интерес сменой деятельности и тем самым предоставлять ученикам возможность отдохнуть и с большим интересом обучаться.
Ирина Мельникова, менеджер по дистанционному обучению одной из лидирующих международных страховых компаний, в прошлом руководитель проектов по онлайн-обучению в «Рольф», крупнейшем автомобильном дилере, и имеющая опыт работы в отделе обучения компании «Авилон», уточняет, что задания в начале презентации помогут оценить уже имеющиеся знания и выявить проблемы, а те, что в конце - проверят усвоение материала курса.
Практические блоки можно создавать в PowerPoint или пользоваться конструкторами CourseLab, iSpring, Articulate Storyline. Quiz Maker, DialogSimulator.Ru – ресурсы, которые помогут создать вопросы, диалоги или викторины.
Шаг 3. Используйте приемы сторителлинга
На ежегодных конференциях TED Talks наиболее успешны те презентации, которые повествовательны больше, чем наполовину. Исследования Inc. показывают, что эффективность сообщений повышается на 35%, если они с историей.
Ирина Мельникова говорит, что презентация с историей вызывает эмоции, придает динамику и лучше запоминается. Можно провести параллель между обучением с помощью сторителлинга и циклом Колба – результативной образовательной моделью для взрослых, ведь в основе также лежит уже имеющийся опыт учащихся. Придумайте историю для своего курса, где главным героем станет персонаж, схожий с представителями вашей целевой аудитории, а сюжет максимально приближен к реальности обучающихся. Так вы добьетесь вовлеченности в курс. Он для продавцов-консультантов сотовых телефонов? Пусть главным героем презентации будет мужчина 30 лет, находящийся в офисе продаж, куда заходят потенциальные покупатели. Грамотно продуманный сторителлинг увеличит процент остаточных знаний на десятки.
Структура вашей истории должна быть сродни любому рассказу, где есть вступление, конфликт, развязка и заключение. Цель курса отражайте во вступлении, освещая ее для аудитории. Польза для обучающихся здесь – в фокусе. «Вы сможете отвечать на возражения покупателей», «Вы научитесь работать в программе Adobe Photoshop». Конфликт – трудность, рабочая проблема, которую необходимо решить. Обучающиеся осваивают материал курса, преодолевая трудности, и разрешают конфликт. В заключении дайте основные выводы, резюмируя курс. Здесь же и призывайте к действию свою аудиторию.
Шаг 4. Упрощайте текст
Сравните два определения. «SEO - комплекс мер для повышения позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по заранее отобранным запросам» и «SEO - поисковое продвижение, которое выведет Ваш сайт в ТОП». Обе формулировки верны, но мы быстрее и проще улавливаем смысл второй.
Предоставлять материал как можно доступнее – одна из главных задач обучающих презентаций. Работая с текстом, помните, что темп подачи информации в наше время ускорен максимально. Будьте лаконичными. Если текст можно представить в ином формате, к примеру, аудио от эксперта или видеоролик по теме курса, сделайте это. Если такой возможности нет, размещайте на слайдах только главные мысли и ключевые сообщения.
Александр Зубрицкий советует добавлять примеры и цитаты. Подкрепите информацию фактами, и она запомнится лучше. Откажитесь от канцеляризмов и сложных формулировок. Ваша аудитория – люди с ученой степенью? Даже в этом случае текст должен быть понятен и учащемуся старших классов. Простоту восприятия зачастую анализируют по формулам Ганнинга и Флеша. Это можно сделать с помощью сервиса Сopywritely. Сайты Главред и Тургенев помогут проверить текст на наличие лишних или стоп-слов.
Шаг 5. Цепляйте визуально
Наполнив презентацию кейсами, вы помогли тем, кто лучше учится на практике. Для любителей послушать есть аудиоматериал. Вся необходимая информация представлена в удобных для восприятия предложениях. Пришло время угодить ученикам-визуалам. Здесь в вашем арсенале должны быть качественные изображения, инфографика и общая композиция слайдов.
“Рекомендую отдельное время уделить работе с навигацией в онлайн-презентации. Когда студент занимается сам и не может быстро сориентироваться, это вырывает его из потока и снижает мотивацию. Презентация для онлайн-курсов - это не только методический материал, но и навигационное поле”, - отмечает сооснователь студии дизайна информации VisualMethod, MBA по коммуникациям Виктория Рындина.
Людям привычнее читать, если текст выровнен по левому краю. Не ровняйте его по ширине, ведь в этом случае вам обеспечены неаккуратные пробелы. Используйте не больше трех стилей оформления текста, включая шрифты и цвета на слайде.
Добавляйте баллы и медали, “одобряющие” иконки. Когда будете работать с навигацией по курсу, представьте, что рисуете маршрутную карту. Важно, чтобы обучающимся было просто вернуться в главное меню, найти нужный блок для повторного изучения, без труда прослушать аудио или посмотреть видео.
Шкала прогресса или счетчик слайдов необходимы, чтобы ученики понимали, сколько еще осталось изучить.
Из книги Нэнси Дуарте «Slide:ology» вы узнаете больше о композиции слайдов. Сервисы Adobe Color и Сolor.romanuke.com. помогут определиться с цветовой гаммой. О последних визуальных трендах оформления слайдов и инфографики вы можете прочитать здесь, в блоге VisualMethod.