Когда спикер начинающий, он внимательно готовится по всем законам презентаций и помнит об организационных слайдах. Опытные спикеры больше сосредотачиваются на самом кейсе или методологии, чем серьезно снижают вовлеченность аудитории. В студии презентаций и инфографики VisualMethod с помощью опроса выяснили: когда выступающие пропускают организационные слайды, то это снижает доверие и внимание.
Расширенная версия нашей статьи есть на VC.RU, а ниже - самое важное.
Коротко о главном
Эти 5 слайдов важно ставить в каждую презентацию, даже если вы выступали 1000 раз:
- Актуальность темы
- Ваше представление
- Логика выступления
- Выводы из презентации
- Как с Вами связаться
Они помогут погрузиться в тему и понять, почему именно Ваша презентация полезна и изменит что-то в работе слушателей. Также организационная информация создает эффект взаимодействия выступающего и зрителей в зале.
1. Актуальность темы
Как и хороший заголовок статьи, тема должна “зацепить” слушателя. У журналистов это называют “крючок”. Одни из самых эффективных: провокационный и полезный.
Провокация привлекает внимание, но только намекает на суть. Например: “Нобелевский подход к разработке коммерческого предложения”. В этом случае у аудитории могут быть завышенные ожидания и спикеру важно их оправдать.
Второй метод, который мы рекомендуем использовать: формулировка через пользу. Например, “3 шаблона коммерческого предложения, которые помогут Вам продать консалтинговые услуги”. То есть мы сразу показываем, что дадим полезные шаблоны для продаж в сфере консалтинга (если эта аудитория в зале).
2. Ваше представление
Чтобы вызвать доверие, вам нужно связать три аспекта: тему, Ваш опыт и интересы аудитории. Это называется “треугольник доверия”.
Даже если Вы очень известный эксперт, лучше озвучить, как Ваш опыт связан с этой конкретной темой. Можно попросить организаторов представить Вас, а можно показать информацию на слайде:
- Кем Вы работали и где
- Какое у Вас образование, какие курсы проходили по теме выступления
- Какие награды и сертификаты заслужили
- Количественные результаты. Например, сколько коммерческих предложений сделали, если Вы рассказываете о них
- С какими клиентами Вы работали
- Какие интересные проекты выполняли
Адаптируйте Ваше представление под аудиторию. Если Вы выступаете перед ТОП-менеджерами, расскажите о Вашем опыте управления, если перед разработчиками, покажите пример работы в ИТ-проектах. Лучше апеллировать не к самому масштабному опыту, а к соответствующему. Представители небольшой компании с удовольствием послушают о Ваших достижениях в крупном бизнесе, но подумают, что такой опыт для мелкого не подойдет. Поэтому подчеркните, почему Ваш опыт полезен для слушателей в зале.
3. Логика выступления
Рассказывая о логике Вашего выступления, Вы избегаете разочарования в конце мероприятия. Если нет вводной информации, то люди сами формируют ожидания и они редко совпадают с реальностью.
Не обязательно называть слайд “Повестка” или давать ему название вообще. Можно показать временную линию с пунктами Вашего выступления: сколько времени займет теоретическая, практическая части, кейс, ответы на вопросы, перерывы, если это предусмотрено.
Вступительную часть презентации можно сравнить с “побуждающим событием” (eng - Inciting event) в кино или постановке. В книге “Кино между адом и раем” Александр Митт расcказывает, что первые минуты вызывают вспышку интереса ко всему повествованию.
4. Выводы из презентации
В конце каждой презентации должна быть “развязка” - на слайде с итогами. В этот момент слушатель должен почувствовать, что получил ценные знания.
Итог может быть одним - в центре слайда, или это могут быть несколько основных выводов. Делая выводы, Вы помогаете слушателям правильно запомнить информацию именно так, как Вы ее трактуете. Также в этот момент Вы позволяете подытожить все услышанное и подготовиться к блоку ответов на вопросы.
5. Как с Вами связаться
У любой презентации есть цель: продать товар, услугу, экспертизу, побудить к действию. Редко, когда вы прямо продаете товар, поэтому зрителя нужно перевести на следующий этап - обмен контактными данными.
Укажите на отдельном слайде адрес электронной почты и страницу в социальной сети - Ваши личные или компании. Например, мы используем общий адрес hello@visualmethod.ru и ссылку в Facebook, где можно подписаться на статьи о разработке презентаций.
Показывая слайд с контактами, призовите слушателей к действию: оставить отзыв о Вашем выступлении, написать сообщение с вопросом, оформить подписку на Вашу группу. Обычно 10% слушателей всегда достаточно вовлечены для комментария, а порядка 30% подписываются, чтобы получать новую информацию.
Мы рекомендуем завершать презентацию именно слайдом с контактами вместо слайда с фразой “Спасибо за внимание!”. Прощальный “Спасибо-слайд” подчеркивает, что Вы завершаете общение с людьми, а цель любого бизнеса - поддерживать коммуникацию со своей аудиторией. Лучше для этой цели оставить контакты.