Впервые на тренинг Радислава Гандапаса по ораторскому искусству наша команда попала в 2012 году. Вместе с десятками первых руководителей крупной производственной компании наши копирайтеры учились смелее выходить к аудитории. Было не до профессионального создания презентаций — выдержать бы основную структуру речи! Сегодня аудитория требовательнее. Несовпадение слов и визуализации в презентации спикера вызывает недоверие. VisualMethod узнал, что советует Радислав Гандапас для хорошего дизайна презентаций.
Говоря о слайдах, какими они должны быть?
Визуальная часть — слайды — это самая сильная болевая точка в разработке бизнес-презентации. И ситуация с каждым годом лишь усугубляется.
Технический прогресс, новшества в программном обеспечении лишь усложняют проблему все больше и больше. Одно могу сказать — не пестрите. Много шрифтов, много цветов. Это затрудняет восприятие. На одном слайде нельзя использовать более 3 шрифтов. Тем более, не нужно много букв. Слайды, на которых много слов, не читают. Никто не будет напрягаться ради вас, поэтому прописывайте только ключевые слова.
Используйте больше изображений, символов, значков; больше графиков, диаграмм, изображений. Функция слайдов — проиллюстрировать ваше выступление, а не продублировать его.
Сколько слов должно быть на слайде?
Возьмите себе за правило писать на одном слайде не более тридцати слов. Для русского языка это предел. Если готовите слайды на английском — достаточно двадцати.
Как вы знаете, образы легче воспринимаются и проникают в подсознание через меньшее количество фильтров. Все, что можно отобразить с помощью символов, отражайте с помощью символов.
Воздержитесь от демонстрации банальных и пошлых клипартовских рисунков. Это сразу снизит цену профессиональной презентации. Ищите неизбитые изображения. Рисуйте сами. Особенно проследите за тем, чтобы картинки были «из нашей жизни». Довольно забавно смотрелся слайд, который сопровождал слова руководителя телеканала об охвате россиян вещанием. Карта России была наложена на обычный городской пейзаж. Едут машины, куда-то спешат люди, кто-то читает газету. Только машины — желтые нью-йоркские такси, так знакомые нам по фильмам, а газета в руках дедушки — «Нью-Йорк Таймс».
Какое количество слайдов оптимально?
Не перегружайте аудиторию частой сменой слайдов. В такой гонке рассчитывать на внимание и запоминание невозможно. Этот принцип напомнит вам о том, что на двадцать минут презентации должно приходиться не более семи-восьми слайдов. Все, что вы сделаете сверх того, уйдет тут же в корзину.
Какой пример слайда можно считать удачным?
Руководитель компании «Т», производящей строительные материалы, хотел убедить своих дилеров перейти на новую систему дистрибьюторских отношений.
Если очень упростить, то один из ключевых моментов его презентации сводился к следующему: «Сегодня вы зарабатываете около 20 тысяч долларов. При новой системе вы сможете зарабатывать 200 тысяч долларов». К этой фразе полагался незамысловатый слайд — два столбца, один из которых больше другого в десять раз. Под одним подпись — 20 000, под другим — 200 000.
Мне пришлось задать вопрос: «Ты и вправду думаешь, что твои партнеры не знают, что двести тысяч больше двадцати в десять раз?»
Слайд должен добавлять эмоциональную окраску, заставлять почувствовать эти цифры. «Ага, тогда я составлю столбики из монеток!» — осенило руководителя. Я тут же предположил, что монетки, скорее всего, будут клипартовскими однодолларовыми, и усомнился, что это будет работать.
Дело в том, что всякий раз, покупая что-нибудь в Duty Free и получая сдачу однодолларовыми монетами, я чувствую, что сдачи не получил. Такие монетки валяются у меня по всему дому, потому что иностранная металлическая валюта не имеет у нас хождения. И даже столбики из бумажных денег я отверг.
Мы вернулись к списку из трех вопросов жизни и смерти и выяснили, что в зале будут только мужчины. Их средний возраст — 45 лет. Живут они преимущественно в небольших городах. Автомобиль, на котором они ездят, если и иномарка, то, например, «Фольксваген-Пассат», которому лет десять. Это рассуждение тут же натолкнуло нас на мысль о том, как сделать ключевой слайд.
В результате на презентации руководитель компании сказал: «Сегодня вы зарабатываете 20 тысяч долларов, что сравнимо со стоимостью трех «Жигулей». При этих словах на слайде появились три автомобиля этой марки, поставленные друг на друга. «При новой системе дистрибуции вы сможете зарабатывать 200 тысяч, что сравнимо со стоимостью пяти новых автомобилей «Мерседес С-класса».
В зале раздался вздох. Мужики. Тачки. Вечная тема. Конечно, разница между тремя и пятью автомобилями не так велика. Но разница имиджа «Жигулей» и «Мерседеса» в глазах мужчины неизмерима. Нужно ли говорить, что в перерыве вокруг руководителя компании образовалась толпа участников, задающих вопросы о новой системе отношений с дистрибьюторами?
Больше о том, как подготовить хорошие слайды самостоятельно или заказать профессиональные презентации, читайте в Блоге. Вы можете получать статьи по подписке на рассылку о презентациях VisualMethod в Facebook, Вконтате или по почте, оставив контактные данные ниже.