HeadHunter совместно со студией подкастов red burn запустили «Захантили» — подкаст для тех, кто хочет работать в крупной компании или нанимать самых талантливых специалистов. Ведущая подкаста Лена Арапова задала вопросы сооснователю студии дизайна информации visualmethod Виктории Рындиной: «как устраиваться на работу удаленно», «где искать заказчиков, если ты фрилансер», «что поможет организовать работу из дома», «как грамотно подойти к оформлению документов при трудоустройстве».
Виктория Рындина отвечает в студии VisualMethod за подбор сотрудников и маркетинг. До студии 15 лет работала в сфере коммуникаций и журналистики, в том числе на руководящих позициях в Магните, АгроТерре, ДТЭК, где создала креативные команды и управляла их работой. Имеет степень mba по коммуникациям, диплом журналиста и юриста.
Полную версию подкаста можно послушать вот здесь >>>
«Впервые я столкнулась с дистанционной работой на телевидении, когда нужно было написать репортаж непосредственно на мероприятии и передать редактору, выпустить все в эфир „с колес“. Затем я постоянно руководила удаленными командами сотрудников, которые территориально располагались в разных городах. Некоторых подчиненных только по телефону слышала и никогда не видела, как и большинство сотрудников нашей студии сейчас, — вспоминает Виктория Рындина. — VisualMethod — студия, которая работает удаленно. Так получилось, потому что активная фаза развития у нас пришлась как раз на период карантина 2020 года. Рады этому, потому что раньше приходилось ездить в офис к клиентам, а в Москве это очень затратно по времени. Теперь клиенты сами готовы общаться в Zoom. Мы работаем с очень крупными российскими и международными компаниями и многих клиентов никогда не видели в жизни, только онлайн. Поэтому наши мысли об аренде офиса быстро ушли на второй план. Сегодня люди у нас в штате и на проектах работают из любого города».
— Учитывая опыт удаленной работы, что посоветуете дизайнерам, которые впервые устраиваются на работу удаленно?
— Вот несколько пунктов:
- Не бойтесь задавать вопросы, даже если интервью уже прошло. Вы можете написать список вопросов рекрутеру или будущему непосредственному руководителю.
- Смотрите, какие документы предоставляет компания. Кроме всех обязательных по закону, мы присылаем оффер — как показатель наших серьезных намерений.
- Уточняйте условия до старта. Например, работодатель компенсирует удаленному сотруднику содержание рабочего места. Мы каждый месяц оплачиваем пакет дизайнерских программ сотруднику, использование его личного компьютера.
- Если совсем сомневаетесь, можете попросить встречу с командой. Я иногда предлагаю такое, когда будет кросс-функциональное взаимодействие. Человек может почувствовать атмосферу, пообщаться с будущими коллегами.
Когда мы нанимали в штат на «удаленку» нашего первого дизайнера, нам пришлось приложить много сил. Кроме того, что мы выслали заранее вычитать трудовой договор, положение об охране труда, трудовой распорядок и прочие обязательные документы, кандидат просила документы о компании — начиная от свидетельств и регистраций, и заканчивая паспортом основателя. Нам скрывать нечего, поэтому высылали спокойно.
Дальше был интересный нюанс - кроме общения с рекрутером, кадровиком, арт-директором, который будет у человека непосредственным руководителем, кандидат попросила пообщаться со мной в Zoom. Как она объяснила, в СМИ есть много моих комментариев, видео выступлений и биография с предыдущих мест работы, поэтому общение со мной даст ей спокойствие. Дополнительно мы обсудили ритм жизни в компании, ее страхи по поводу трудоустройства в дистанционном формате и другие нюансы. Сейчас этот человек успешно работает и мы довольны сотрудничеством на 100%.
Делая вывод из этого, скажу, что для рекрутера и ключевых людей в компании очень важно развивать личный бренд вместе с брендом самой компании.
— Если не работал удаленно, но есть классное предложение - как понять, что у тебя все получится?
— Для начала нужно осознать страхи. Что именно волнует? Официальное оформление, коммуникации внутри команды или выполнение работы? Составить список всех страхов и переформулировать их в вопросы работодателю и самому себе. Прежде всего, быть честным перед самим собой.
Вдруг окажется, что вы жить не можете без офиса и кофе с коллегами по утрам? Тогда ничего с удаленкой не получится.
Чаще всего у кандидатов возникают такие опасения:
- Удаленная работа - это как-то не по-настоящему. Да, наши мамы и папы ходили работать в офис, на завод или в другое “настоящее место работы”. И нас с детства учили, что это правильно. Еще 5 лет назад люди считали фрилансеров неудачниками, которые не выдерживают ритм современного офиса. Сейчас наоборот, если ты боишься удаленки, то несовременный. Оба убеждения навязаны извне. Правильно делать выбор, понимая, что нравится конкретно вам.
Например, мне жутко не нравилось терять время в дороге. Поэтому, лет 10 назад, как только ноутбуки стали активно использовать в работе, я оставалась дома на 1-2 дня в неделю. Так как я много работаю с информацией и текстами, моя продуктивность повышалась в тишине дома. Я легко приняла полный формат удаленки во время карантина.
- Что будет с оформлением?
Здесь все просто - есть закон об удаленной работе. В нем есть все пункты о защите сотрудника и есть масса разъяснений, что должно быть в договоре, что компенсирует работодатель. Если кратко - вас должны оформить официально, предоставлять отпуск, больничные, аванс и зарплату. Тут все, как и на очной работе. Страхи могут быть, но они аналогичны с оформлением в офис. Там тоже бывают неприятные моменты как зарплата в конверте и прочие нарушения. Но для этого вы одинаково внимательно будете смотреть трудовой договор, как при оформлении на удаленную работу, так и в офис.
- Как я буду общаться с коллегами, если никого не вижу?
Очень похоже на страх первого рабочего дня в коллективе. Во-первых, у вас есть непосредственный руководитель, и он введет вас в курс дела и познакомит с коллегами. Во-вторых, когда вы решаете рабочие задачи, вы лучше узнаете коллег. В третьих, полистайте рабочие чаты и папки, портал, там много интересного можно найти, чтобы начать разговор с коллегами и поддержать какую-то корпоративную тему.
— Как организовать работу из дома в части тайм-менеджмента, чтобы выполнять все и не работать круглосуточно?
— Не будем об устройстве рабочего места в тишине и удаленности от кота. Этот путь все прошли в первый год карантина. Поделюсь несколькими фишками, которые работают для меня.
- Планируйте отдых
Я планирую отдых. У меня настроено порядка 10 будильников, которые сообщают мне о старте и финале рабочего дня и о перерывах внутри рабочего дня. Я работаю 45 минут, а затем 15 минут отдыхаю. В целом рабочий день стал длиннее за счет таких обязательных перерывов, но и продуктивность увеличилась. Замечали, что сколько на работу времени отвели, столько и будете ее делать? Я разбиваю проекты на задачи, которые умещаются в 45 минут. Мелкие группирую, очень крупные разбиваю на блоки. Перерывы дают возможность отдохнуть, пройтись, попить воды, почитать новости. Система разбивки по времени похожа на метод «Помодоро», можно скачать специальную программу для этого, но мне удобнее с будильниками.
- Избавляйтесь от хаотичных встреч
Откройте для коллег свой календарь - пусть видят, когда у вас есть свободное время. При этом, обязательно отмечайте время, когда вас нельзя отвлекать.
- Отключайте уведомления
У меня есть время, когда я не принимаю уведомления о сообщениях в чатах, по почте или любые другие. Часы тишины. Как правило, если что-то “горит” мне могут позвонить по телефону, а в остальных случаях запросы оказываются не такими уже и срочными.
- Изучите свой ритм
Утром у меня самое продуктивное время. Раньше я тратила его на совещания и была выжата, как лимон, поэтому откладывала работу с текстами и контентом. Сейчас утром я занимаюсь созданием контента или разработкой креативных технических заданий, а во второй половине дня провожу встречи, отвечаю на почтовые сообщения и составляю планы. Не всегда возможно сделать так, как удобно вам, особенно, если задачи прилетают “день в день” или работа всегда предполагает общение в команде. Но можно выделить один час утром и вечером на задачи, которые хорошо решаются именно в это время.
- Создайте приятные ритуалы
Однажды я работала в компании, где рабочие места нужно было содержать по “5С”. То есть на рабочем столе можно было иметь всего одну личную вещь. Это здорово экономило энергию на поиск предметов и давало чувство организованности. Тогда я была руководителем и это была атмосфера продуктивности для меня. С другой стороны, сейчас на рабочем месте у меня много личных вещей и это “подпитывает” креатив, что очень помогает в работе маркетолога. В начале рабочего дня я зажигаю свечу с каким-нибудь необычным ароматом, днем читаю книгу, вечером занимаюсь планированием в любимом ежедневнике. Такие ритуалы помогают переключаться и запускать следующий этап в работе. Попробуйте создать подобные ритуалы для себя.
— Если удаленка подразумевает не найм, а поиск заказчиков, где их найти?
— Фриланс сильно отличается от удаленки, хотя для человека не погруженного может выглядеть одинаково. У нас есть дизайнеры как в штате на удаленке, так и фрилансеры на проекты.
Удаленщик - тот же сотрудник в штате, со всеми правами на отпуск, больничный, графиком работы и подчиненностью в соответствии со штатным расписанием. Фрилансер работает на проекте как самозанятый или ИП (без официального статуса мы не сотрудничаем) и сам заботится об уплате налогов, своем отдыхе, заинтересован в скорейшем закрытии актов выполненных работ.
Удаленщику поручает проекты работодатель, а фрилансеру приходится искать работу самому. Как правило, мы зовем фрилансеров на проекты, когда нужна эксклюзивная экспертиза. Например, нарисовать иллюстрации в каком-то определенном стиле или настроить работу процесса. Или еще пример - раньше достаточно было иметь в штате копирайтера, который работал в информационном стиле. Сейчас у крупных компаний есть свой ToV. Поэтому мы приглашаем копирайтеров на проекты, чтобы они могли этот стиль соблюдать: информационный, официальный, современный сленг молодежи, предпринимательский, со спецификой знаний по отраслям и со знанием терминологии - финансовой, HR и так далее. Экономически невыгодно держать такой большой штат копирайтеров, потому что заказ на специфику может быть точечным. Но у меня есть база копирайтеров и я обращаюсь к ним по необходимости.
Поэтому, совет 1: отправляйте портфолио в студии и агентства. Не переживайте, если сразу не получите заказ. Ваша задача - попасть в базу исполнителей на этом этапе.
Совет 2: пришлите информацию о себе на HH в ответ на вакансию.
Мы ищем фрилансеров - это HH.ru. У нас постоянно открыта вакансия дизайнеров и, если кандидат хорош, мы приглашаем его, даже если прямо сейчас в этом нет острой необходимости. Но чаще вношу данные в базу. В неделю я получаю больше 100 откликов на вакансию дизайнера. Всех я не могу взять в штат. Но, если человек готов выполнить тестовое задание, то я вношу его данные в базу фрилансеров при успешном выполнении. Как только появляется подходящий проект, дизайнер о нем узнает.
Совет 3: подпишитесь на группы в соцсетях. Например, для дизайнеров это группа так и называется “Ищу дизайнера”. Иногда ищем людей в соцсетях - через группы для дизайнеров. Обычно там стоимость заказов выше, но и можно найти исполнителей на уровень выше. Трое фрилансеров, которым мы часто отдаем заказы, именно оттуда.
Совет 4: Учитывайте специфику площадки и соответственно оформляйте портфолио.
На фриланс-сайтах мы почти не ищем людей. Часто сталкивались с посредственным выполнением работы. Люди там заточены на скорость и количество выполненных проектов. Можно иметь на фриланс-сайтах страницу и откликаться на задачи, но нужно быть готовым к высокому уровню конкуренции.
Зато на Behance или Dribbble, специализированных сайтах для дизайнеров, мы сами ищем людей. Потому что там есть редкие компетенции и видно основной стиль работ. Дизайнеры создают портфолио со своими лучшими работами, а не всеми подряд, поэтому прослеживается стилистика.
— Как выбрать хорошие варианты сотрудничества, если еще нет крутого рейтинга и портфолио.
— Если нет рейтинга, то придется начинать с меньшей цены, чтобы получить работы в портфолио. Либо делать виртуальные работы, чтобы показать свой навык.
Хороший вариант - выполнять тестовые задания для разных компаний, которые ищут постоянных сотрудников, потому что чаще всего они дают тесты, приближенные к реальным задачам и в итоге ваши работы будут выглядеть лучше за счет контента от реального клиента.
Выполнять только платные тесты или брать любые - это ваше решение. Законодательство на эту тему ничего конкретного не определяет. В профессиональных кругах разное мнение. Не беру те случаи, когда кто-то дает реальные задачи и хочет, чтобы их выполняли бесплатно. Это не то, чтобы не профессионально, это незаконно.
Расскажу о нашем подходе. Кроме профессиональных компетенций - дизайна или копирайтинга, нам важно понимать скорость исполнения, стиль коммуникаций исполнителя, отношение к задаче. То есть софт скиллс. Потому что человек может быть мега талантливый, но выполнить задачу не сможет из-за слабой самоорганизации, например.
У нас было достаточно много проектов, когда мы выбирали человека по портфолио, вносили предоплату по договору и потом сильно разочаровывались, потому что реальная работа и близко не была похожа на ту, что в портфолио. В этом случае приходилось делать штатными сотрудниками ночами, чтобы уложиться в сроки, или платить еще раз другому кандидату.
Почему портфолио - не всегда показатель уровня? Человек мог делать работу в команде, а выставить как свою, но на самом деле не в состоянии повторить. Или работа красиво представлена на мокапах, а в реальности выглядит совсем по-другому. Или человек может сделать как в портфолио, но совершенно не укладывается по срокам.
Поэтому мы решили, что будем работать с людьми только из проверенной базы и на сегодня создали ее и успешно используем. При этом, в базу берем только тех, кто выполняет тестовое задание и успешно проходит собеседование с арт-директором.
Еще одной проблемой стало то, что мы начали получать более 100 откликов в неделю на вакансию.
Поэтому перед этапом интервью и после просмотра резюме мы включили этап теста. В зависимости от должности присылаем небольшую задачу. Для проджект-менеджера это может быть разработка плана работы с клиентом по заданным параметрам. Для копирайтера - текст. Например, рассказать о своем хобби в определенном стиле или структурировать информацию на слайде. Для дизайнера - сверстать текст по мастер-шаблону. То есть то, что мы точно не станем использовать в работе, но что покажет компетенции кандидата.
В тексте объявления я пишу, что мы будем рассматривать только те отклики, где будет указано, что кандидат готов выполнить тест.
Во-первых, это сразу отсеивает тех, кто рассылает шаблонные письма. Им мы не отвечаем. Если человек невнимательно прочитал текст вакансии, то это не наш кандидат. От внимательности в нашей работе зависит качество продукта, потому что мы студия дизайна информации и работаем с данными.
Во-вторых, так мы проверяем мотивацию. Есть люди, которые пишут, что не готовы выполнить тест, но хотят с нами сотрудничать. Мы не готовы к этому, даже если у человека очень сильное портфолио, потому что мало иметь профессиональные навыки и талант. Вторая половина успеха - это то, как вы идете к результату, а это через портфолио не понять. То есть мало классно рисовать иллюстрации, нужно делать это к сроку и по техническому заданию. С помощью теста мы это все проверяем. Встречаются кандидаты, которые пишут гневные письма, что они слишком круты, чтобы выполнять бесплатные тесты, но это их выбор. Бесплатные тесты мы даем, чтобы уменьшить поток.
Есть и платные тесты, когда я делаю настоящий заказ и потом его использую. Это обычно не клиентские, а проекты студии. Например, статьи для нашего блога или иллюстрации, верстка нашего информационного издания или что-то подобное. Тогда мы платим как за полноценную работу и параллельно я смотрю, можно ли работать с человеком на клиентских задачах.
— Преимущества фриланса: если много слышал, но пока не сделал выводы?
— Преимущества фриланса очевидны - вы работаете когда вам удобно и сами выбираете проекты. Нужно быть готовым к тому, что вы не станете зарабатывать миллионы сразу, как обещают девочки из ТикТока. Причина - конкуренция и незнание рынка. Когда вы становитесь фрилансером, то вы совмещаете в себе несколько функций: исполнитель с профессиональной компетенцией, продавец и юрист/бухгалтер.
Даже если вы выходите на рынок с простроенным личным брендом эксперта, то те, кто вас знает, не сразу будет воспринимать вас в новой роли индивидуального исполнителя.
Если у вас нет личного бренда или постоянной аудитории, то вам придется наращивать узнаваемость, формировать портфолио, искать клиентов.
Зато уже через год напряженной работы, а фриланс обычно занимает не меньше времени, чем работа в офисе, вас уже будут рекомендовать довольные клиенты, вы будете знать рынок и где лучше искать заказы, как на них откликаться. Потом могут появиться плюшки в виде работы из любой точки земли. Например, мы с мужем шли путь Сантьяго пешком из Португалии в Испанию и я выполняла несколько проектов для клиентов.
Для меня самое большое преимущество работы с точки зрения фриланса - это выбор проектов и клиентов. Мы действительно от многих проектов отказываемся, если они не развивают наше портфолио или не приносят денег - так бывает, когда много согласований и это занимает слишком много времени.
Если в перспективе хочется стать фрилансером, но сложно решиться, можно попробовать взять пару проектов и попробовать пройти процесс индивидуальной работы от начала до конца. Так вы получите больше информации, чтобы принять решения. Чтобы работать с нашей студией, пишите: hr@visualmethod.ru.